Виталий (4 г. назад)
0685282647 прошу позвонить treners 1 Людмила Федосова (5 г. назад)
В четверг, 12.12.19., с 10:00 до 13:00 в МАУПе, корпус 23, кабинет 31. 300 грн занятие. Вопросы и[...] О тренинге "Новая сексология"
|
Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 4. Сходство
Субтест 4. Сходство
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении.
Инструкция: «Я сейчас что-нибудь говорить, а ты продолжи, хорошо? Ну, давай попробуем: «Лимоны кислые, а сахар…». При неудаче дать правильное окончание фразы и перейти к заданию № 2. При неудаче снова оказать помощь. Больше не помогать! Если их первых четырех заданий выполнено не менее двух, перейти к заданиям №№ 5-16. В противном случае – прекратить.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении.
Инструкция: «Я тебе назову какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они одинаковы. Только старайся говорить как можно больше, до тех пор, пока сам все не скажешь, или пока я тебя не остановлю. Ну, давай попробуем…» предложить задание № 5. При неудаче оказать помощь: «У них есть косточки, это фрукты, они растут на деревьях». Перейти к заданию №6. При неудаче – также оказать помощь. Больше не помогать! Прекратить при трех неудачах подряд. Если при прекращении теста, т.е. при трех неудачах подряд испытуемый имеет не менее 3-х баллов за задания №№ 5-16, дать аванс за задания 1-4: 4 балла, если менее 3-х баллов, возвратиться к этим заданиям.
Оценки за задания №№ 1-4: 1-0 балл,
за задания №№ 5-16: 2-1-0.
Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
Общие критерии оценок за задания №№ 5-16: 2 балла – если дается обобщающее слово (проводится классификация); 1 балл – если перечисляются отдельные признаки.
№
|
Задания и контрольные ответы
|
Оценка
|
1
|
Лимоны кислые, а сахар …
|
(сладкий)
|
|
2
|
Ты ходишь ногами, а бросаешь …
|
(руками)
|
|
3
|
Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки …
|
(женщинами или тетеньками)
|
|
4
|
Нож и кусок стекла оба …
|
(острые)
|
|
|
5
|
Слива – персик (или вишня).
|
2: Фрукты. Фруктовые деревья. Плоды.
|
|
1: Еда. Их едят. (любые два признака из следующих: косточка, кожица, круглые, форма, сок, сладкие).
|
|
0: Вкусные. Вкус. Маленькие. Нравятся. Ягоды.
|
|
6
|
Кошка – мышка.
|
2: Животные. Млекопитающие. Живые существа. Четвероногие.
|
|
1: Четыре ноги. (Любые два признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть).
|
|
0: Едят. Шкурки. Быстро бегают. Ловкие.
|
|
7
|
Вино – пиво.
(Часто под ответом «не знаю» подразумевается: «не пил, не пробовал». Необходима следующая форма вопроса: «Как ты думаешь, что между ними общего?»)
|
2: Алкогольные (или спиртные) напитки. Опьяняющие вещества.
|
|
1: Напитки. Их пьют, жидкие. Жидкость. Кружится голова. Крепкие. С градусами. Возбуждающие напитки. Горькие. В них спирт.
|
|
0: В бутылках. Одинакового цвета (или вкуса).
|
|
8
|
Пианино – скрипка.
|
2: Музыкальные (струнные) инструменты. Инструменты, на которых играют.
|
|
1: На них играют. Струны. Имеют мелодию (звуки). Музыкальные предметы. Предметы, на которых играют.
|
|
0: Одинаково играют. Из дерева.
|
|
?: Инструменты.
|
|
9
|
Бумага – уголь.
|
2: Органического (или растительного) происхождения. Содержат углерод. В их состав входит углерод. Органические вещества.
|
|
1: Горят. Из дерева получаются.
|
|
0: Топливо.
|
|
?: По происхождению. Продукты промышленного производства.
|
|
10
|
Килограмм – метр.
|
2: Единицы измерения СИ (или измерения). Меры. Измерительные величины.
|
|
1: Ими измеряют. Оба говорят о величине.
|
|
0: Оба говорят о длине и/или весе. В килограмме 1000 граммов и в метре 1000 мм. Кг/м = Дж.
|
|
?: Виды измерения.
|
|
11
|
Ножницы – медная сковородка.
|
2: Предметы домашнего обихода. Сделаны из металла.
|
|
1: Используются в быту (или в хозяйстве, или дома). Из стали. Имеют металлический блеск.
|
|
0: Блестят. Имеют ручки. Железные.
|
|
?: Из одного материала.
|
|
12
|
Гора – озеро.
|
2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Географические названия. Природные образования. Рельеф местности. Элементы (или составные части) рельефа.
|
|
1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы пейзажа. Имеют полезные вещества.
|
|
0: Имеют воду и землю. Всегда на местности. Поверхность земли.
|
|
?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность.
|
|
13
|
Соль – вода.
|
2: Химические (или органические) вещества (или соединения). Необходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов.
|
|
1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукты (или предметы) питания. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул.
|
|
0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы.
|
|
?: Их используют.
|
|
14
|
Свобода – справедливость.
|
2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятия. Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права.
|
|
1: Лозунги борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это желание любого народа. Без них человек не может счастливо жить.
|
|
0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без справедливости нет свободы.
|
|
?: Связь с борьбой за справедливость. Права человека. человеческие потребности.
|
|
15
|
Первый – последний.
|
2: Крайние члены (или концы) ряда. Замыкающие. Замыкают концы (или ряд) этапы какого-либо действия.
|
|
1: Находятся на краях. Крайние. Крайние точки. Концы. Обозначают место (или порядок). Ограничивают что-то. Противоположные.
|
|
0: Первый – начало, последний – конец. Если есть первый, есть и последний. Два конца. Начало и конец. Счет. Цифры. Числа. Конечные числа. Порядковые числительные. Меры счета. Номерной порядок.
|
|
?: В ряду (или очереди) порядок.
|
|
16
|
Число 49 – число 121.
|
2: Квадраты простых (первоначальных или нечетных) чисел.
|
|
1: Нечетные. Не делятся на два. Натуральные (или целые) числа. Квадраты чисел 7 и 11.
|
|
0: Их корни – числа 7 и 11. Делятся только на само себя и единицу (или на одно и то же число). Числительные. Числа. Цифры. Состоят из цифр.
|
|
?: Квадраты.
|
|
Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению.
При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.
Обратить внимание на следующие феномены:
- какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретны;
- обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении;
- избыточность информации, элементы резонерства испытуемого;
- при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении;
- испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого;
- такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкость.
См. также
Тест Векслера
Тест Векслера/Детский вариант
|