Июнь 2025
Алексей (5 г. назад) Здравствуйте, какая цена? О тренинге "Стажировка на рабочем месте клинического психолога" | Фрайбургский личностный опросник
Описание методикиФрайбургский личностный опросник (Das Freiburger Personlichkeitsinventar, Freiburg Personality Inventory, FPI) – личностный опросник, созданный главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения опросников 16PF, MMPI, EPI. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Данный опросник особо популярен и наиболее часто используется в немецкоговорящих странах. В Германии наиболее применима модификация FPI-R, в то время как в России – FPI-B. Форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в форме В – 114. Вопросы сформулированы в форме утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы «да» или «нет». Личностный опросник FPI-B создан главным образом для прикладных исследований, диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Исследование А. А. Крылова и Л. В. Куликова, посвящённое диагностике психических состояний и межличностных отношений, показало, что FPI-B позволяет производить оценку целого ряда важных личностных свойств: уровня эмоциональной устойчивости, качеств коммуникативной сферы личности, экстраверсии—интраверсии. Данная методика позволяет также полнее объяснить особенности психических состояний. FPI-R был создан как личностный опросник для решения различных задач психологической диагностики. На практике он используется в областях психосоматики, психотерапии, реабилитации, диагностики хронических болезней и медицинской психологии. На его основе были разработаны Фрайбургский список заболеваний (Freiburger Beschwerdenliste, Freiburg Disorder List) и опросник удовлетворенности жизнью (Fragebogen zur Lebenszufriedenheit, questionnaire on life satisfaction). Опросник FPI предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше. История созданияРазработка начата опросника начата немецкими психологами Фаренбергом, Заргом, Гампелом (Jochen Fahrenberg, Rainer Hampel and Herbert Selg) в 1963 г. Первая версия опросника была опубликована в 1970 году (вторая и третья редакции изданы в 1973 и 1978 гг.) и состояла из четырех форм:
Валидизация была проведена на выборке, составляющей 2 300 человек. В 1983 году была опубликована обновленная версия FPI-R (138 утверждений), валидизированная на выборке из западной Германии. В 2001 году была проведена новая стандартизация опросника и была созданная новая версия FPI-R, состоящая из 138 вопросов. Для этого использовалась новая выборка, состоящая из 3 740 человек, проживающих по всей Германии. Адаптации и модификацииОпросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в 1989 году на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинский по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди. Процедура проведенияИсследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником. Инструкция«На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельным поступкам, отношению к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «да», в противном случае — ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Успешной Вам работы». Обработка результатовПервая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок итогового протокола. Ключ
Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности. Таблица перевода сырых баллов в стандартные
Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов. Интерпретация результатовАнализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним – 4–6 баллов, к высоким – 7–9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов. Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека. Опросник FPI содержит 12 шкал. Шкалы опросника I—IX являются основными, или базовыми, а X—XII – производными, или регулирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не римскими цифрами, а буквами E, N, M соответственно. Ниже представлено описание шкал FPI:
Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека. Стимульный материалТестовый материал (Форма B)Бланк ответовИтоговый протоколЛитература
|