Тренинг «Работа с детьми и подростками»
"Ребёнок, окружённый критикой — учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками — учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью — учится бороться;
Ребёнок, окружённый злостью — учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием — учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом — учится врать;
Ребёнок, окружённый позором — учится чувствовать вину;
...и только сильные души могут порвать этот круг...
Ребёнок, окружённый поддержкой — учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием — учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами — учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью — учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью — учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением — учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора — учится быть ответственным за свои решения.
...и такое воспитание сложно сломить..."
ЗАНЯТИЕ 1
Краткое описание курса тренинговой программы.
Психодиагностика: а) 0-1 год; б) 1-3 года; в) дошкольник; г) 6-7 лет, дифдиагностика УО-ЗПР-ПЗ; д) младший школьник; е) подросток.
Подготовка специалиста в области детской психотерапии. Условия профпригодности детского терапевта. Упражнения для психологов-консультантов «Мы одной крови», «Зона повышенного риска».
Символдрама в психотерапии детей и подростков. Мотив «Мяч» как пропуск в детство.
Проективная методика «Автопортрет» (арттерапия).
Психологическая игра «Ассоциация» в групповом тренинге с подростками.
Игра «Вопросы-ответы» (так называемый «бантик»).
Завершение первого дня тренинга. Обсуждение пожеланий.
ЗАНЯТИЕ 2
Техника проведения психотерапии детей и подростков. Первый контакт с ребенком. Сбор анамнеза. Беседы с родителями. Карта для сбора анамнеза и обследования ребенка.
Причины обращения к детскому психотерапевту: страхи, тики, энурез, тема разводов, тема агрессии у ребенка, тема школьной неуспеваемости, тема отношений с учителями, тема проблем во взаимоотношениях. Рекомендации.
Проективная методика «Гомункулус».
Работа с кататимными предметами. Методика «Сцена-тест».
Методика «Три дерева» (диагностика и психокоррекция семейных взаимоотношений).
Модифицированная методика Дембо-Рубинштейн (детский вариант) «Улица» (для детей 8-11 лет).
Модифицированная методика Дембо-Рубинштейн (для 11-16 лет).
Методика «Ступеньки» (ранжирование школьных предметов).
Тренинговые игры для подростков «Продавцы-покупатели».
Методика «Срез моего обычного дня», «Срез идеального дня».
ЗАНЯТИЕ 3
Стадии развития детского рисунка.
Нормативы по тестам у детей.
Проективная методика «САТ».
Методика из арт-терапии «Образ мира».
Методика из арт-терапии «Выбор двух противоположных цветов».
Методика «Лица» (мимическое отражение психологического состояния членов семьи утром, днем, вечером, ночью).
Символдраматический мотив «Семейка животных».
Работа с мягкими игрушками. Методика «Ролевой репертуар».
Игровая терапия. Методика «Лепешка», «Анархия», «Мошенничество».
Тренинг для подростков «Группа создает мир».
ЗАНЯТИЕ 4
Детская психосоматика.
Упражнение «Волшебная страна чувств».
Цветовой тест отношений (ЦТО). Список для невротических детей.
Школьнофобия как один из вариантов социофобии.
Подготовка к школе. Символдраматический мотив «Надел земли» (или «Мое личное царство»).
Лепка из теста.
Методика «Барашек в бутылке».
Семейная игра Гюнтера Хорна.
Методики на работу со страхами.
ЗАНЯТИЕ 5
Возрастная регрессия как одна из форм психотерапевтического воздействия. Теория по регоессии (по З.Фрейду и Г.Хорну).
Символдраматический мотив «Ребенок» (диагностика способности контролировать уровень регрессии).
Арттерапия в парах «Каракули».
Методика «Коллективный импровиз».
Методика «Диалог без слов».
Проективная методика «Человек под дождем».
Методика «Поменяться ролями».
ЗАНЯТИЕ 6
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Программы реабилитации.
Методика «Мандала».
Развивающий и коррекционный аспекты работы с фрактальными образами (снятие тревожности).
Основы сказкотерапии. Теоретические и практические применение сказки как эффективного терапевтического метода.
Методика «Поиграем в семью».
Символдраматический мотив «Лодка» как символ способности ребенка отправиться в путешествие, полное опасности.
Проблема сепарации. Упражнение в тройках «Вырвись из круга».
Символдраматический мотив «Автомобиль, который у меня будет через 10 лет» как диагностика того, на что ребенок рассчитывает, когда станет взрослым.
Комментарии и отзывы